Конспект урока В.С.Бареева «Формула сокращенного умножения»
Конспект урока по теме «Формула сокращенного умножения»
В.С.Бареева
Цели урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Формулы сокращенного умножения»; формирование познавательной активности, умений, навыков применения ФСУ, развитие мышления, логики, памяти, привитие культуры умственного труда.
Оборудование:
1. Интерактивная доска или мультимедийный проектор, компьютеры
2. Таблички с указание названий газет и журналов (нагрудные таблички корреспондентов), таблица ФСУ, раздаточный материал «Треугольник Паскаля», атрибуты пресс-конференции (микрофоны, камеры).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята, поприветствуем наших гостей, садитесь.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны повторить, обобщить, систематизировать весь изученный нами материал по теме «Формулы сокращенного умножения», а также расширить свои знания по этой теме.
Сегодня у нас необычный урок. Наш класс - научно-исследовательский институт и мы с вами - сотрудники этого института.
Мы проведем пресс-конференцию для представителей известных в нашей стране изданий и журналов газет, они хотят получить ответы на интересующие их вопросы. Думаю, что мы сумеем дать исчерпывающие ответы на все вопросы корреспондентов. Пожелаем друг другу успехов и плодотворной работы.
II. Разминка
Учитель. Чтобы ознакомить всех присутствующих с проектом, над которым мы работали на протяжении последнего времени, предлагаю выполнить следующее: 1. Что называется формулой?
Формулой называется символическая запись, содержащая некоторое утверждение.
Итак, стало ясно, что мы работаем над формулами и девиз нашей работы мы видим на плакате: «У математиков есть свой язык - формулы»
С.В. Ковалевская
2. Имеются пять ячеек и карточки с алгебраическими выражениями. Установите принцип соответствия между карточками и ячейками и разложите соответственно карточки.
Учитель: группе ребят ( третьего ряда) я предлагаю выполнить тестовые задания на компьютерах. Пройдите к компьютерам, выполните тест, получите оценку, затем вернитесь на свои места (тест ФСУ, в программе «My Test»)
a?+2ab+b? |
a?-2ab+b? |
(a+b) (a- b) |
(a+b) (a?-ab+b?) |
(a- b) (a?+ab+b?) |
I |
II |
III |
IV |
V |
1) (-a - b)? 3) (b+а)? 5) a? + b? 7) (b+а)3 9) -(а - b)3 11) а3 - b3
2) -(a + b)? 4) a? - b? 6) (b - а)? 8) (- b+а)3 10) ) а3 + b3 12) –( а3 - b3 )
Какие карточки остались вне ящиков и почему?
Повторяются все изученные формулы сокращенного умножения.
III. Интервью с «корреспондентами» журналов
1.Корреспондент журнала «Юный техник»
1. К нам в редакцию пришло письмо от жителей селения Старое Борискино Оренбургской области Александра Муравьева. Он пишет, что любит природу и путешествия. В одном из таких путешествий он вместе со своим другом геологом обнаружил каменную глыбу необычного происхождения, которой ранее на этом месте не было. Александр утверждает, что этот камень метеорит. Рядом с метеоритом был найден осколок с таинственными обозначениями. Журнал поместил эти обозначения на своих страницах, и читатели хотят знать, что они обозначают. Просим помочь редакции ответить на их вопрос.
1) (5 + ?)2 = ?+ ¤ + 81;
2) 472 - 372= (47 - ?)(? + 37);
3) (? - 3)( ? + 3)= ?2 - ?;
4) 612=3600+?+1;
5) 712+292+2*71*29=(?+?)2=?2.
2. Корреспондент журнала «Юный художник»
Будучи в Третьяковской галерее меня заинтересовала картина русского художника начала XX Богданова-Бельского «Устный счет». Я хотел бы написать заметку об этой картине. Но мне нужно выяснить ряд моментов:
Хочу разобраться с решением примера, над которым бьются учащиеся.
Почему картина называется «Устный счет», ведь пример, записанный на доске, никак нельзя выполнить устно?! Надеюсь, что вы мне поможете.
Пример с картины художника:
102+112+122 +132+142
365
3. Корреспондент журнала «Квант»
Вы знаете много формул сокращенного умножения. Объясните, для чего они нужны и в каких случаях вы их применяете.
В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 7-го класса Васи Синицына. Он убедительно просит помочь ему решить уравнение
(х - 2)2 - (х + 2)2 = - 16 двумя способами.
4. Корреспондент журнала «Вокруг света» (Треугольник Паскаля).
В архиве журнала «Вокруг Света» были найдена старинные рукописи. Еще 100 лет назад их прислал в редакцию малоизвестный путешественник Иван Бобров, который утверждал, что путешествуя по странам Азии, он обнаружил эти рукописи в одной из старинных гробниц. Ему очень хотелось выяснить историческую ценность этих документов. К сожалению, до сих пор никто не сумел разобраться с этим. Мы надеемся, что Ваши сотрудники помогут нам решить эту проблему: выясните, пожалуйста, что представляет собой треугольник изображенный здесь, попытайтесь восстановить числа, которые стерлись, может быть вы сумеете связать этот арифметический треугольник с темой вашего исследования и тогда мы опубликуем результаты в своем журнале. Представляем вам фотографию рукописи.
5. Корреспондент журнала «Человек и закон»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать ее, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и ее показатель. Экспертам удалось узнать основание степени 601. Но ответить на вопрос, какая степень была задана, они не могут. Затем преступники записали уравнения:
а) |
(2y+1)2-4y2=5 |
б) |
(x-5)2-x2+8=3 |
И, кроме того, нужно упростить выражение
в) (a-1)·(a2+1)·(a+1)-(a2-1)2-2·(a2-3)+1,
- Далее, применяя алфавит как шифр, можно прочитать показатель степени.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
§ Найдите показатель степени и возведите в него удобным способом число 601
6012=(600+1)2=360000+1200+1=361 201
6. Корреспондент газеты « Вечерняя Уфа »
В редакцию газеты пришло письмо от Исмагилова Булата. Он сообщил о своем открытии, и просит его опубликовать. Он считает, что открыл новый способ возведения в квадрат, который гораздо проще способа, изучаемого в школе, утверждает, что его легко понять и использовать. Булат считает, чтобы возвести в квадрат двузначное натуральное число, оканчивающееся цифрой 5, нужно цифру десятков умножить на следующее за ним натуральное число, затем справа приписать 25. Быстро и просто. Но редакция газеты считает, что нужно проконсультироваться со специалистами. Как вы думаете, можно ли доказать это утверждение?
У доски кто-то из учащихся доказывает это утверждение.
Пусть n5 -натуральное число, оканчивающее цифрой 5. Тогда n5=10n+5, возводим в квадрат, получим (10n+5)?= (10n)?+2·10n·5+5?=100n? +100n +25=100n(n+1) +25. Мы получили
(n5)?= 100n(n+1) +25= n(n+1) · 100+2·10+5·1
7. Корреспондент газеты «Семья»
Я подбираю материал для страницы «Изюминки».
Уважаемые сотрудники научно-исследовательского института, подскажите, как лучше выполнить следующее задание:
Сравните, что больше: 372 или 36 • 38?
Решение.
Сравнить 372 и 36 • 38
36 • 38 =(37-1) • (37+1)= 372 - 12
Значит, 372 > 36 • 38.
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом
Учитель. Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий. Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает:
1. вывести формулы: (а + b)4
(а + b + с)2.
2. Выполнить тест «ФСУ» на сайте: www. uztest.ru
На этом уроке мы уяснили важную мысль:
ФСУ отражают частные случаи умножения многочленов, которые очень часто встречаются. Вот почему следует навсегда запомнить такой важный инструмент в математике, как ФСУ. Мы с Вами еще в начале пути. Нам еще предстоит познакомиться со многими другими формулами математики.
Использованная литература и Интернет - ресурсы: